Игра в обучении: как не отбить у ребенка желание жить ярко
Знаете, с ребёнком ходим в школу для яселек. Моему солнышку 1 год и 10 месяцев. Это такой чудесный возраст, когда мир для малыша – это сплошное открытие, а каждый день наполнен новыми впечатлениями и открытиями. В этот период закладываются основы личности, формируются первые представления об окружающем мире, и, конечно же, начинается процесс познания.
В какой форме ребёнок сейчас должен получать знания? Конечно, в игровой! Чтобы ему было интересно, увлекательно, чтобы потом добывать знания также с интересом, а не зазубривать. Игра – это естественный и самый эффективный способ обучения для малышей. Через игру они развивают моторику, логическое мышление, учатся взаимодействовать с другими детьми, осваивают речь и эмоциональный интеллект. Игрушки, кубики, конструкторы, пальчиковые игры, рисование, лепка – всё это не просто развлечение, а мощный инструмент познания. Например, когда ребёнок собирает пазл, он развивает пространственное мышление и мелкую моторику. Когда он играет в сюжетные игры, например, «дочки-матери» или «магазин», он учится социальным ролям, развивает фантазию и речь.
Что делают мамочки? Заставляют деток на уроках делать только то, что даёт воспитатель! Даже с криком на ребёнка, чтобы складывал пазлы, чтобы вешал магнитики на доску. Знаете почему? Чтобы показать всем, что мой ребёнок успевающий? Что молодец? Кто: мама или ребёнок? Для кого это? Часто такое поведение продиктовано желанием соответствовать общепринятым нормам, сравнением своего ребёнка с другими, страхом, что малыш «отстанет». Мамы видят, что другие дети уже умеют что-то делать, и пытаются ускорить этот процесс, иногда забывая, что каждый ребёнок индивидуален и развивается в своём темпе. Цель – получить одобрение окружающих, а не истинное развитие ребёнка.
СТОП! Я своей разрешаю играть с зонтами, если этого хочется, играть с магнитами не по указанию, а когда хочется — ей всего 1.10 годика, да пусть проявляется и играет! Мне так хочется, чтобы мой ребёнок в будущем жил своей головой, умела четко знать, что ей хочется, и как идти к своим мечтам! Ведь пресекая с детства — мы отбиваем желание жить яркой жизнью. Свобода выбора и возможность исследовать мир по собственному желанию – это основа для формирования самостоятельности и уверенности в себе. Если ребёнку не дают проявить инициативу, постоянно контролируют каждое его действие, он учится подавлять свои желания и действовать только по чужой указке. Важно дать ребёнку возможность экспериментировать, ошибаться и находить свои собственные решения. Это формирует у него внутреннюю мотивацию и учит ответственности.
И что? Мы потом боимся во взрослой жизни позволять себе играть! Мы слишком серьезно ее проживаем! Сами себе даём ограничивающие правила жизни, ищем начальника — боимся сами брать ответственность за своё здоровье, счастье, успех и финансы… Отсутствие свободы в детстве приводит к тому, что во взрослой жизни мы становимся скованными, боимся рисковать, принимать решения, брать на себя ответственность. Мы привыкаем жить по чужим правилам, боимся выделиться из толпы, боимся быть собой. Это порождает неуверенность, страх перед переменами и неудовлетворенность жизнью. Вместо того чтобы строить собственное счастье, мы ищем внешние опоры, ждем указаний, боимся проявить инициативу.
Поэтому уже сегодня своим примером на любой площадке показываю малышке, как живу я — мне все равно, что делают другие! Я живу своей жизнью и своей головой! Или как говорила мама, все пойдут прыгать с моста — ты тоже пойдёшь? Важно демонстрировать ребёнку, что жить своей жизнью, следовать своим желаниям и ценностям – это нормально и правильно. Нужно показывать, что важно иметь собственное мнение, принимать решения, основываясь на своих внутренних ощущениях, а не на мнении большинства. Учить ребёнка критически мыслить, задавать вопросы, не бояться быть «не таким, как все». Только так мы сможем вырастить уверенных в себе, счастливых и успешных людей, способных реализовать свой потенциал и жить полной, яркой жизнью.

